По сети бегут комменты относительно намерений НАТО учредить некого спецпредставителя по Украине, который будет находиться в Киеве.
Причём, всё как всегда: в РФ заламывают руки от агрессивных потуг натовской военщины, а у нас – хоть не читай, зрада вперемешку с ганьбой.
Суть в чём. Не секрет, что некое натовское представительство работает в Украине уже надцать лет. Вопрос мандата и функционала.
Очевидно, что в данный момент нет консенсуса по поводу вступления Украины и даже по поводу приглашения к вступлению. Но НАТО испытывает объективную потребность дать какой-то сигнал, что поддержка будет стабильной. Иначе быть беде.
Историю с фондом на 100 ярдов я описывал давно – это маловероятная затея. Изначально - это не о радикально новой поддержке, а о бухгалтерских нюансах учёта текущей. Ибо платят всё равно страны. США, Германия и т.д. Так что даже если «100 ярдов» не будет, не факт, что Украина что-то потеряет в плане реального доступа к ресурсам.
Что касается «спецпредставителя» и других фиговых листков.
В ноябре 2021 года министр обороны Алексей Резников с трибуны ВРУ, а потом ещё раз там же обозначил суть программы: НАТО де-факто. Вот эта формула в реальной ситуации мне нравится.
Пока будет вызревать политический консенсус де-юре, надо максимально использовать прикладные вещи от взаимодействия с НАТО. Не стоит ждать, пока или ишак, или падишах. И по этому пути двигались очень последовательно.
По стреляющим железякам зашли очень далеко, аж до самолётов.
По закупкам – аналогично, всё было сделано, сейчас в этой колее бегут.
По жижитализации тоже неплохо, многое стронули и запустили.
Единственный вопрос, который не стронули (и в момент увольнения министр об этом сказал) – это подходы к кадрам.
Ещё одно узкое место – это всякие протоколы, обмен данными. Многое из того, что работает – работает в одностороннем порядке. Мы информируем НАТО о чём-то, а оно радостно принимает. На украинской стороне есть целый ряд заготовок, для запуска которых необходимо только политическое решение или непротивление в Брюсселе. Но двусторонний обмен – это часто политика вне Брюсселя.
Посему спецпредставитель в Киеве может быть очень полезен, если ему обозначат правильный мандат. Он может быстрее подкручивать незаметные, но архиважные моменты.
Что тут ещё надо понимать.
Вот 61 ярд долларов, которые нам обозначили США – это много или мало?
А суммарно с европейской помощью – это много или мало?
Правильный ответ – неизвестно. Потому что всё зависит от цели.
В мае 2023 года ключевой момент диалога с партнёрами был не о железяках. А о том, какое место будет ДЕ-ФАКТО занимать Украина в системе коллективной обороны. Видят нас там или нет?
Как только наступит понимание, есть ли такое место и какой дизайн, сразу станет понятно: вот это нам надо для текущей войны, а вот это – для превращения в столп коллективной обороны. И сразу будет ясно – много или мало.
Потому в мае 2023 г. и возник термин Future Force Concept. И как раз американцы тогда очень были готовы об этом говорить. И мы были готовы, даже был проведен обзор спроможностей.
Посему должен звучать главный вопрос: если вы неспособны родить политический консенсус – обозначьте видение относительно конфигурации коллективной обороны против РФ (ибо она в документах НАТО обозначена как долгосрочная угроза) и давайте с этим работать.
Так что не стоит видеть в происходящем зраду – стоит видеть много работы.