Пока все уцепились за тему ядерного оружия, в РФ крутятся колёсики циклопической машины, которой мы пока в состоянии противопоставить лишь разрозненные шайки партизан.
8 мая Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
Почитайте для интереса. Это то, с чем нам придётся иметь дело.
Внутри РФ остатки инакомыслия и академической свободы будут закатаны в бетон.
С другой стороны, будет обеспечено и подкреплено ресурсами единообразие, начиная от линейки школьных учебников и заканчивая образовательными платформами, куда будут зашиты федеральный и региональные стандарты исторического просвещения.
Вся публичная инфраструктура (музеи, кинотеатры, театры и т.д.) будут работать на единую цель. Музеи упоминаются несколько раз. Особо выделено как задача «… закрепление статуса негосударственных музеев, малых исторических (отраслевых) музеев, музеев образовательных организаций как важного компонента научно-практической базы исторического просвещения, оказания им государственной поддержки…».
Описаны механизмы и инструменты реализации «основ». В целом – я бы кое-что прямо скопипастил.
Особо понравилось, что вопросы исторического просвещения могут быть предметом рассмотрения Совета безопасности РФ и Госсовета РФ.
Для нас важно то, что вся эта машина будет развёрнута и для решения задач за границей. Везде, где речь идёт о создании продуктов, подчёркивается необходимость их перевода на иностранные языки.
Как обстоят дела с контактами РФ с Западом на уровне музеев, недавно раскрыл в интервью директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Нет никаких сомнений, что РФ будет затягивать в совместные проекты историков из других стран, чтобы потом лезть из всех дыр на международной арене.
Для наглядности.
В 2021 году при президенте РФ была создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению (глава – В.Мединский). Там много забавных персонажей, от Маргариты Симоньян до Тихона (Шевкунова)(он сейчас глава «Крымской митрополии РПЦ», осваивает Херсонес под монастырь).
Председатель Российского исторического общества – Сергей Нарышкин также входит в упомянутую комиссию. Он же глава Службы внешней разведки РФ.
Параллельно трудится президент Русского географического общества – Сергей Шойгу. Он же министр обороны (а глава попечительского совета РГО – лично Путин).
Председатель Императорского православного палестинского общества – Сергей Степашин (несостоявшийся наследник Ельцина). У него масса должностей за плечами, включительно с постом премьера. Но органически он из среды МВД, которую чередовал с походами в ФСК/ФСБ. Генерал-полковник.
Также Степашин – глава правления Российского книжного союза. Для примера: свежие активности книжного союза были в Казахстане и Тегеране. На днях Российская государственная детская библиотека провел выставку российской детской книги в Дубае (в Дубайской библиотеке искусств и дизайна), далее книжки передали в филиал гимназии им. Евгения Примакова в Абу-Даби…
Т.е., куда ни ткнись в что-то российское и гуманитарное – попадаешь в военизированную (!) общественно-государственную паутину, которая форматирует под актуальные задачи Кремля.
Я не буду говорить, как с этим у нас. Я даже не понимаю, с кем это обсуждать. Только с другим партизанским отрядом.
С одной стороны, оно и неплохо, что у нас огромный дефицит ресурсов. Масса шизофреников от истории наносит меньше вреда и не позорит страну за рубежом. С другой стороны, силы слишком не равны.
Очевидно, что ничего симметричного мы не построим (и не должны, ибо украинцы гораздо эффективнее работают как сеть и рой, а не как вертикаль). Но какое-то общее целеполагание и поддержка асимметричных действий должны быть. Это прямо влияет на перспективы долгосрочной поддержки в сфере обороны.