Неделю назад я запостил список звонков и встреч нового министра обороны США Пита Хегсета с коллегами / лидерами других стран. Из Европы там был только генсек НАТО Марк Рютте. Прошла ещё неделя.
Картина такая:
• Звонок с министром обороны Британии (02.02)
• Звонок с министром общественной безопасности Панамы (05.02)
• Встреча с Нетаньяху (05.02)
• Звонок с министром обороны Сингапура (05.02)
• Звонок с секретарем нацбезопасности Филиппин (05.02)
• Звонок с президентом Панамы (05.02)
• Звонок с министром обороны Индонезии (06.02)
• Звонок с министром обороны Индии (06.02)
• Встреча с вице-премьером-министром обороны Австралии (07.02)
Т.е., приоритетное направление обозначено более чем явно.
Но следующую неделю Хегсет проведёт в Европе. Начнёт с Германии, где посетит штаб-квартиры европейского и африканского командований войск США. Затем переедет в Брюссель, где поучаствует во встрече с министрами обороны стран НАТО, а также в заседании «Рамштайна», которое пройдёт 12.02 под председательством Британии.
В своём выступлении перед коллективом Пентагона Хегсет отметил, что не поедет на конференцию в Мюнхен, вместо этого отправится в Польшу, где пообщается с польскими партнёрами и натовскими военными.
В официальном анонсе визитов Пентагон обозначил не только публичный маршрут, но и основной месседж, с которым Хегсет едет в НАТО и на «Рамштайн»: Европа должна взять лидерство и платить больше, надо развивать производственную базу по обе стороны Атлантики. Хегсет «подтвердит приверженность президента Трампа дипломатическому прекращению войны в Украине как можно скорее.
Он также подчеркнет необходимость усиления европейского лидерства в вопросах оказания помощи Украине в сфере безопасности»…
Речь перед коллективом Пентагона дополняется картину.
Из атмосферного.
Общий посыл: задача Пентагона – убивать врагов и обеспечивать военное доминирование США. Вся остальная мишура должна быть отброшена. Никакого дивёрсити.
Хегсет заявил, что предыдущий лозунг «Наше разнообразие – наша сила» - самая тупая фраза в военной истории.
При нём сила будет в единстве, а единство - строиться на основе общности целей и преданности миссии.
Союзники должны увеличивать возможности США, а не паразитировать.
Хегсет пнул 4-хзвёздочных генералов: в период ВВ2 их было 7, а сейчас 44. Все ли они полезны для обороны? Также он огласил намерение перетрясти тысячи «дополнительных» должностей в Пентагоне, штаб-квартирах и других службах. Одновременно он зарядил ряд тезисов с заботой о военных, независимо от ранга, и их семьях.
В целом с ходу формируется образ «слуга царю – отец солдатам». Причём он открыто бравирует своим незнанием многих процессов, занижая ожидания.
Но это элемент шоу. Суть в следующем.
Первый приоритет армии США – южная граница.
Стратегический противник – Китай. Хегсет подчёркнуто говорит – «китайские коммунисты». Общий подход: ни США, ни Китай не хотят прямого столкновения. Китай действует через создание «серых зон», куда просачивается и устанавливает своё влияние. США это видят и будут реагировать. Пентагон будет наращивать прикладные возможности сдерживания, а Трамп – вести диалог верхнего уровня, чтобы не было конфликта. Пытался вселить уверенность в азиатских союзников.
Интересный тезис: Афганистан, атака ХАМАС 7 октября 2023 и война в Украине создали видимость слабости США.
Эту видимость будут исправлять.
Слово «Россия» звучало дважды, но только в вопросах от персонала и только в привязке к Китаю. Позиция по России и Украине, кроме общей политической рамки Трампа, либо отсутствует, либо не заявляется до первых политических контактов.
Ещё из значимого.
Хегсет намерен провести аудит Пентагона, чтобы через 4 года он был прозрачным с точки зрения эффективности расходов. Также он подчеркнул, что равноудалён от флагманов ВПК, что позволит крушить устоявшиеся практики.
Хегсет со старта заявил, что Трамп отправил его в Пентагон ломать статус-кво, обострять, упрощать, действовать нестандартно. В общем, будет наводить шорох. Будут сюрпризы.
В целом.
Позиционирование на старте понятно. Оно неизбежно будет корректироваться реальностью.
Но, как по мне, ключевой момент уже очерчен: Украина будет внутри оборонного периметра Европы, или вне его, как буферная зона? Внутри периметра – не обязательно в НАТО. Это вопрос роли в обороне и инвестиций в эту роль.
Наскоки Трампа на европейских союзников неизбежно побудят их в какой-то мере увеличить расходы на оборону. Реальность в том, что наилучшее приложение этих инвестиций – в Украине. Та же Дания может сгенерировать на порядок больше денег, чем оборонного потенциала своими силами.
Летом 2023 г. уже шёл предметный диалог с Пентагоном о параметрах включения Украины в систему европейской обороны и инструментах финансирования роли (выделение части ВВП европейских стран, включение в долгосрочные оборонные программы и т.д.). В сентябре должны были закрепить.
Случилось так, как случилось. Заходим на тот же круг, только в худших условиях.
На фоне вероятного сокращения присутствия США без привлечения возможностей Украины задача обороны континента не решается или решается очень плохо. А вот с Украиной – решается хорошо. Это всем очевидно. Объединённая Европа + Украина уделывают Россию (в смысле – сдерживают от девиантного поведения). Иначе – нет.
Посему следует ожидать истерической кампании на тему «Украина принесёт Европе больше проблем, чем решений». Россия спалит на этой кампании своих самых жирных друзей. Ибо момент истины.
Подзуживать будут и те, кто против Путина, но боится потерять свои позиции, они будут играть на понижение Украины как оборонного капитала.
В общем, страхи, что нас окончательно бросят, беспочвенны. Вопрос только в масштабе, плотности и характере вовлечения.
И тут снова возвращаемся к базовому показателю – внутреннее единство, целостность.
Если внутреннее единство будет нарушено, могут попытаться навязывать форматы с разным статусом даже подконтрольных украинскому правительству территорий.
Условно – демилитаризацию Левого берега и Причерноморья. Ну, чтоб Россия не боялась. А использовать для этого будут сугубо гуманитарные темы – язык, церковь. Будут накачивать тему «опасности» пребывания военных.
Последствия – исключительно печальные.
Предстоит дать ответ: Украина – это конструктор, который разберут, источник запчастей, донор органов? Или потрёпанный ударами, но монолит. Который даже в условиях серьёзной зависимости и ограниченного суверенитета придётся воспринимать как целое.
А такой кусок, пока он целый, даже Россия проглотить не может.