Теплая весна в Горловке. Мы работали там с одним крупным предпринимателем, колоритным грузином, держащим на местном рынке прибыльные точки продаж. Рассчитывался наличкой, всегда четко, вовремя и без претензий. Идеальный клиент.
Той весной довелось познакомиться с ним впервые, приняв "район" от бывшего менеджера. Я вышла из грязной белой маршрутки, домчавшей меня от Донецка минут за 40, если не ошибаюсь. Не помню уже, как звали того приветливого человека, но назовем его условно Дато. Лет немного за 50, он примчал к автовокзалу на старенькой, но исправной белой волге.
- как же я могу вас не встретить, а?! А то заблудитесь! Я давно с вашей фирмой работаю...
Мне было неловко. Я настойчиво просила не встречать, по карте от автовокзала рукой подать, да и гость я такой себе... тактичный всегда.
Кипа накладных, сверка, новые договора, заготовленные вопросы "может есть что-то, что с нашей стороны недоработано", "озвучивайте, обязательно разрулим". Такими клиентами не разбрасываются - торговля активная, деньги всегда вовремя. Он почему-то привез меня не в свой магазин, а к своей семье. Наверное, грузинский народ именно вот такой гостеприимный, но в тот год на Донбассе для меня это было в диковинку.
Довольно большой частный дом. Дато с ходу повел знакомить с приветливой женой, черноволосой, улыбчивой женщиной. Она в фартуке, только с кухни, махнула рукой:
- а-а, пошли обедать!
Большой, пристроенный к стене дома гараж - "это мой сын старший, занимается. Тут и его семья живет!"
Запомнилось, что во дворе, под навесом, прямо на асфальте был разложен добротный узорчатый ковер, по которому босиком бегала детвора лет 4 и 6. Большая, дружная, трудолюбивая семья, с планами на будущее.
- ваш предшественник с меня деньги брал за доставку, - виновато, как бы извиняясь, говорил Дато. - Я же беру у вас много, и рассчитываюсь всегда вовремя. Думаю, может хозяин на меня обижен за что-то? Я Андрея давно не видел, но может... Приезжает машина, разгружается, и они мне - еще за доставку плати...
Конечно, это были махинации ушлого менеджера. Доставка была за счет фирмы, и слушая Дато, мне было искренне стыдно. Я в тот день уехала не с пустыми руками, Дато вручил мне несколько десятков тысяч гривен - я вот так и повезла их в сумке, в офис.
Я навсегда запомнила эту грузинскую семью. С планами на жизнь. В разгар войны в сюжетах из Горловки показывали, что там начались забастовки. Предпринимателям подняли налоги, люди собирались и гудели о жизни:
- кто мы?! Мы не Россия, мы по факту сейчас не Украина. Кто мы?! Почему в Украине платишь за патент раз в год, и тебя не трогают?! Как белые люди живут! (Как раз мораторий на проверки ввели).
Я вспоминаю тот дом, с ковром во дворе и босоногими детьми. И семью. С планами на жизнь. "Здесь будет еще один гараж, а там - еще один магазин".
В 2015 году оптовый горловский рынок "Господар" "освободители" порезали на металл. Однажды приехали с автогенами. До этого в него попадали артиллерийские снаряды. А еще ранее он был построен, говорят, за бюджетные деньги. Украинские.
Когда-то лучший регион в Украине для ведения бизнеса...