Случилось мне недавно почитать комментарии под рекламой математической школы. Таблицу умножения там предлагали учить несколькими вариантами, в том числе складывая пальцы по особой методике, учась не зубрить готовую таблицу - а вычислять ее значения.
Так вот, в комментариях было немало выходцев из СССР, нещадно критикующих и данную школу, и данную методику. Дескать, вот вам фото советской тетрадки - и вот вам та же таблица Пифагора.
- В СССР было самое лучшее образование! А сейчас, фу, учат детей считать на пальцах!
- стыд и позор, до чего довели нынешних детей! Что за методики, а вот в наше время, а вот у нас...
Кстати сказать, я, успевшая родиться в СССР, помню исключительно задания вызубрить эти таблицы. Вызубрить готовое, но не знать вариантов вычисления. К счастью, не застала "преподавание" партийной пропаганды, но это все то же - бессмысленное, ненужное и не учащее думать занятие, называемое "лучшей системой образования".
В итоге, когда мы вошли во взрослую жизнь - целая нация столкнулась с неумением мыслить критически. Нас этому не учили - нас заставляли зубрить, называя это преимуществом либо достижением. Если у нас люди мыслят независимо - то это скорее исключение, и именно потому их так мало сегодня.
Нам навязали придуманное величие, подкрепляемое лишь определенными штампами - "на этом великом и могучем языке говорили Толстой и Достоевский"! Я отвечу, что это не показатель, так как на этом языке говорит также Путин, а он "насовершал" столько, что перекрыл с лихвой все труды Толстого и Достоевского.
Мы, заторможенные в развитии Союзом, не сделали то, что сделал один Илон Маск. Мы не создали Apple и Windows. Мы хвастаемся тем, что отстали от развитых стран, а все большое берет начало от малого: нас просто учили зубрить, но не научили думать.
Отсюда - мы выбираем ничтожество, чтобы оно нами руководило. Руководило нашими детьми. Отсюда неумение расставить приоритеты, акценты, сделать выводы. Потому что нас, как баранов, учили бить рогами в одну точку - и не иметь вариантов решения конкретной задачи. Для нас писали, нам "зачитывали", нам диктовали - и никто не поощрял альтернативной точки зрения.
Так что не надо про "лучшее в мире" образование - оно нас сделало малоразвитыми и ограниченными. Оно закопало уникальные качества, оно в одностороннем порядке лепило из нации штатную единицу, но не Личность...
Пару месяцев назад, приведя детей в ту самую школу ментальной арифметики, в коридоре случайно услышала разговор мамы с сыном. Маме - не более 30, сыну - лет 9-10.
- так какие мультики самые лучшие, Максик?
- советские...
- а какие твои самые любимые?
- про Чебурашку...
Никто не вправе лезть в чужую семью. Но у меня услышанное вызвало искреннее сожаление. Если этот ребенок с любимыми советскими мультиками, живя в современной Украине, когда-либо станет независимым, самостоятельным, критически мыслящим высококлассным специалистом - я удивлюсь. Правда.