Национализм - это чувство ресентимента, когда границы политического и культурного контроля не совпадают, либо чувство эйфории, когда они, наконец, совпали. (с) Эрнест Геллнер.
Из определения Геллнера вытекают два типа национализма.
Первый пытается распространить свой политический контроль на воображаемое пространство культурного контроля.
Второй пытается распространить свой культурный контроль на существующее пространство политического контроля.
В РИ, СССР, РФ преобладал первый тип национализма. Они включали в зону своего культурного контроля православных, рабочих и крестьян, русскоязычных и т.д., а потом пытались получить политический контроль над зоной культурного контроля.
РИ "несла великую русскую культуру" порабощаемым народам. Посылала войска для "защиты православных братушек". Работала полицейским Европы, подавляя восстания против местных самодержцев. И расширялась, расширялась, расширялась.
Империя надорвалась от войн и распалась. К власти пришли коммунисты, которые заявили, что православие и самодержавие - это яд. Они теперь будут нести великие идеи коммунизма, расширив культурный контроль на всех рабочих и крестьян.
Дальше гражданская война за политический контроль над рабочими и крестьянами на пространстве РИ. Затем экспансия для создания "государств рабочих и крестьян" по своему образу и подобию и получения над ними политического контроля.
По результатам ВМВ были созданы СЭВ и ОВД, контролируемые Москвой. По всему миру СССР воевал за создание "государств социалистического пути развития". Надорвался, распался до границ РФ, но не избавился от первого типа национализма.
В концепциях внешней политики РФ есть пункт о "защите соотечественников". В терминах первого типа национализма это означает включение "соотечественников" в зону культурного контроля и войны за политический контроль над ними.
Мнение "соотечественников" националистов не интересует. Потому что национализм - это чувство. Они верят, что "защищают соотечественников" от выдуманных ими же угроз, - "Мы хотим сделать вам лучше, а вы, нерадивые, сопротивляетесь!"
Если националистам первого типа удается захватить политический контроль над воображаемой зоной культурного контроля, они испытывают эйфорию. Если не удается, то они действуют по принципу - "Так не доставайся же ты никому!" (скриншот).
Теперь рассмотрим национализм второго типа. Например, все граждане какой-то страны должны владеть языком титульной нации внутри государственных границ. Знать титульных героев, титульную историю и культуру. Является ли это национализмом?
Если одновременно это государство заботится о сохранении языка, истории и культуры нацменьшинств. А титульная нация не испытывает эйфорию от заполнении своим культурным всего пространства политического контроля. То это не национализм.
И в завершении об антинационализме первого типа. Когда в Москве заявляют, что Киев, Одесса, Харьков, Иерусалим - это "русский город". Или север Казахстана - это "южный Урал". То вызывают желание избавиться от маркеров имперского контроля.
Если избавление от имперских маркеров вызывает эйфорию, то это национализм второго типа. Если избавление является следствием сложной дискуссии, то это способ выживания вблизи империи. Даже если имперцы называют это "национализмом".
ВАЖНО! Цитата Дугина размещена для привлечения общественного внимания к проблеме имперского национализма. Мы осуждаем идеологию, которая генерирует подобные высказывания.
IMPORTANT! Dugin's quote is posted to attract public attention to the problem of imperial nationalism. We condemn the ideology that generates such statements.