Послушал лекцию на Либмиссии об имперском и антиимперском дискурсе в РИ. Имперских мыслителей там печатали, награждали, увековечивали. Антиимперских преследовали, поэтому они писали в стол. В результате в современных учебниках имперские мыслители есть, а об антиимперских знают только специалисты.
В РИ были просветители, мечтавшие о свободе, самоуправлении, федерализме и обучении малых народов на родном языке. Но они не прошли через фильтр репрессий. И та "великая русская культура", которой гордятся в России, смещена в сторону имперскости.
Такой вот механизм воспроизведения империй.
Имперский дискурс в РИ гордится своим "величием". Относится сверху вниз к "присоединенным" народам.
Любые национальные проявления считает угрозой. Оправдывает максимальную жестокость при завоеваниях и подавлении восстаний. Считает "сильную руку" единственным способом держать империю в узде.
"Слабыми" имперцы считают царей, допустивших либерализацию и расширение свобод.
"Сильными" - тиранов, на руках которых кровь соплеменников и "присоединенных".
"Доблесть" - это участие в имперских войнах.
"Величие" - размер территории.
[Censored] - именование живущих на этой территории народов.У имперцев миссионерское желание нести свою культуру другим.
Сначала они распространяют свой культурный контроль за пределы государственных границ, а потом огнем и мечем пытаются получить политический контроль над территорией, которую сами же включили в зону своего культурного контроля.
В случае успеха имперцы испытывают эйфорию.
При неудаче - неудовольство и ресентимент.
Имперство - это миссионерское чувство. Ему не свойственны рациональные доводы.
Имперцы относятся к территории, как к инвестиции, и готовы терпеть военные издержки в ожидании отдачи от "присоединенного".
Имперская миссия позволяет оправдывать любые ошибки и преступления.
"- Мы несем соседним народам величие, а они, неразумные, сопротивляются!"
Сопротивляющихся достаточно расчеловечить, и тогда любые ошибки и преступления становятся частью миссии.
А люди, их совершившие - героями империи.