Самолет из Москвы приземлился в Борисполе.
Август 1991-го. Жаркий ли? Уже, может быть, никто и не вспомнит. Но для россиян - жаркий однозначно.
"Мы ожидали, что нам подадут и трап, и машину. Но просидели в самолете два часа. Не было ни трапа, ни машины" (по мотивам рассказа Сергея Станкевича, на тот момент первого зама председателя Моссовета). Ельцин в итоге совещания со своими соратниками решил,
что надо пытаться удержать самые основные республики - Украину в первую очередь, Беларусь, по возможности Казахстан. Но именно Украина нанесла первый разрушительный удар, как они считали. Именно Украина тогда кричала о независимости, о том, что хватит кормить Москву и что проживет сама. Это был исторический шанс, которого долго ждали, и все переговоры не приводили к успеху.
Они смогли встретиться с Кравчуком, но он озвучил позицию:
- есть народ. Народ хочет независимости. Послушайте его!На улице тогда стояло 50 тыс украинцев, и лозунги были однозначными. Они задали вопрос Кравчуку:
- разве не вы здесь принимаете решение? Нам что - договариваться с кем-то другим? Как жить будете - без газа и нефти, вы представляете, по каким ценам это для вас будет?
Я это перечитываю и опять вижу их упорное непонимание. Народ, где всегда решает кто-то, за кого-то. Рабское сознание, ограниченное понятием "договариваться". Наверное, отсюда их фамилии - Петров, Иванов, Сидоров. От принадлежности раба некоему Петру, Ивану...
В Украину они прилетели договариваться с тем, кто принимает решение. Как будто и сейчас кто-то способен выйти на Майдан или записать "видосик" в YouTube.
- знаешь, народ, я тут решил договориться с россиянами. Никуда мы не выходим, и вообще, я тут решил... А вы слушайте...
Абсурд.
Тогда россиянам в Украине так и заявляли: ТАМ у вас. В смысле ВЫ там, а здесь МЫ. НАШЕ, не ваше. Вы сюда зачем прилетели? Вы что - не слышали, что мы уже отделились? Мы приняли решение? Надо было спросить разрешения прежде чем пересекать границу независимого государства.
Именно Украина стала самым большим их поражением и потерей. Они, конечно, подписали протокол "о признании административных границ, об уважении прав, о взаимном обмене информацией" и т.п. - а потом появился и Будапештский меморандум, но...
Я не судья никому. Но мне остается только предполагать - какой степени был накал и воодушевление тогда. В августе 1991.
Потом 2004.
Потом 2014.
КАК? СКОЛЬКО нам еще нужно таких дат, таких отправных точек на пике - чтобы попрощаться с ними окончательно?