Журнал Forbes в 2012 году включил одесский трамвай в список 12 наиболее интересных трамваев мира в номинации «за наибольшее упоминание в фольклоре, литературе, кино.
Но одесский трамвай интересен не только этим. Одесса - единственный город в Мире, в котором сохранилось так много объектов трамвайной архитектуры.
Одесса - один из первых городов в Украине, в котором появился конный трамвай. Одна только история создания в Одессе конных железных дорог полна загадок и пробелов, не заполненных до сих пор.
И только внимательно читая документы того времени, по принципу «между строк», можно осознать всю грандиозность интриг и заговоров, сопутствующих появлению в Одессе трамвая.
Еще в 1870 году одесские предприниматели подготовили проект создания в городе конного трамвая. Однако бюрократическая государственная машина стояла непреодолимым препятствием на пути технического прогресса.
Борьба за одесский трамвай продолжалась почти 10 лет.
У одесских предпринимателей не было шанса на успех хотя бы потому, что монополия на создание трамвайных линий в тогдашней империи принадлежала Бельгийскому акционерному обществу, которое вовсю злоупотребляло этой монополией.
Договор с бельгийским акционерным обществом был подписан властями города 27 августа 1879 года, а в 1880 году в Одессе открылись первые линии конки.
Историю одесского трамвая можно разделить на два этапа. К первому этапу относятся конный и паровой трамвай, ко второму — электрический трамвай.
В настоящее время в Одессе сохранилась трамвайная архитектура именно электрического трамвая.
Единственный доступный для туристов артефакт, связанный с конными железными дорогами – это кусок рельсы с клеймом бельгийского завода в Льеже и датой 1895 год.
Сейчас этот артефакт служит перилами для лестницы в районе Херсонского спуска.