Когда люди живут, они ищут занятие для души. И они его находят — кто во что горазд.
И вот что интересно: сколько бы не говорили всякие мудрецы о чувстве меры, о великих моральных принципах — большинство людей ведут себя как автомобили на обледенелой дороге.
Простейший пример:
а) мужскую часть населения заносит на пиве, рыбалке, футболе;
б) барышень просто несёт к телесериалам и разглашению семейных тайн другим особам.
Также можно увлечься кино, книгами (нет, не справочниками) и даже работой (но без фанатизма). Однако есть некие базовые характеристики этого процесса, разумеется в применении к политике и цивилизации. Вот они:
1) человек слишком многого не может объяснить, не способен понять прямо сейчас;
2) происходит подмена и смешение понятий;
3) затем идёт фрагментация действительности в неподготовленном разуме уже пациента, а не просто человека;
4) чтобы удержать свою психику стабильной, человек сочиняет свою или воспринимает чужую “греющую душу” сказку (увы, не детскую);
5) развивается устойчивая форма психоза (пусть и слабая).
Вот такие пироги. Конечно же, на каждой обледенелой дороге формируются свои автоклубы, условно говоря. А уж если кто-то стоит с шлангом и поливает водичкой шоссе, то и подавно. Очень важно то, что всё окружение человека в смысле от родственников до мас-медиа навязывают первые три пункта и зачастую весьма агрессивно и профессионально. Затем уже несколько более деликатно предлагается пункт четыре. Ну а в пятый пункт человек и сам уже решительно входит.
Печально то, что это повседневность. Ешё печальней, что из детей школа, мас-медиа, дурные компании сверстников — выращивают несознательных взрослых и в итоге, будучи 24 лет отроду, такая жертва имеет представления о жизни как в 14 лет. Несостоявшиеся жизни, непонятые события и упущенные возможности — цена инфантильности или чрезмерной толерантности индивидуума.
Впочем, из столь обширной темы можно выделить одно направление — телевизор. И кино, и телесериалы, и театрализованные разбирательства чьих-то проблем “наживо”, и теленовости — это субьективные постановочные сцены, практически всегда. Есть телепередачи, выставляющие напоказ отклонения от моральных норм или этики. Но в большинстве телепередач всё же присутствует хотя бы имитация нормы, так, чтобы ничего не вызывало отторжения у зрителя. Именно для таких случаев интересно заключение исследователей из Американской Психологической Ассоциации.
Такие фразы:
— порок подглядывания всегда там;
— это шоу на 70% соответствовало науке в 1-ом сезоне, начало скользить в сторону драмы во 2-ом, и стало днищем в 3-ем;
— масса фанатов сериала не интересуется реалиями, а смакует чужие проблемы;
— шоу фиксирует взгляд на неурядицах;
— частности и комплексный подход — вне процесса телепередачи.
Это речь шла о вполне приличных, качественных американских телесериалах и шоу. А что же говорить о других, да ещё в других странах?
Люди смотрят-смотрят этот вот телевизор и он изменяет их психическое состояние. Я решил предложить вам неожиданное сравнение. Исследования в американском журнале “Алкоголь: исследования & здоровье”. В данном случае речь идёт о последствиях алкоголизма для психики человека, а не о психологической предрасположенности к алкоголизму и не о фармакологии алкоголизма. Ну, поехали:
— печаль, отчаяние, тревога, плохая концентрация внимания;
— плохой сон, психоз, признаки слабоумия;
— депрессия без алкоголя;
— paranoid (кругом все виноваты), schizoid (мне никто не нужен), schizotypal (социальная тревога и трудности в общении);
— antisocial (плевать на остальных), borderline (крайняя неуверенность), histrionic (центр внимания окружающих), narcissistic (пуп земли);
— avoidant (боятся мнения других), dependent (зависимость от других), obsessive-compulsive (попытка контролировать всё до мелочей).
И почему-то возникает впечатление, что в зависимости от типа телепередач, если “залипнуть” на экран — существенная часть указанных симптомов-синдромов будет обнаружена. Получается, что фанаты телевизора всё равно что пьянчужки…
Источник: