Случайно 9 июня во Франции и Израиле произошли два события, которые не стоит игнорировать в Украине – Макрон назначил досрочные парламентские выборы на 30 июня, а партия “Государственный лагерь” вышла из коалиционного правительства Нетаньяху.
Макрон сделал очень сильный ход – роспуск парламента одобрило 52% французов и это плюс в его личный рейтинг. Даже неокоммунист Жан-Люк Меланшон – лидер партии “Непокорённая Франция” был вынужден одобрить. Меланшон, обещавшему поочерёдно ниспровергнуть правительства Саркози, Олланда и Макрона, ничего другого и не мог сказать, – нельзя жаловаться на упавшие с неба выборы, если ежедневно прорицаешь революцию.
Плановые выборы президента и 577 депутатов Национального собрания должны были состояться весной 2027 г. Макрон форсировал события и причиной не столько результат голосования в Европарламент, как российско-украинская война и ситуация в политикуме Франции. Технически выборы не проблема – штабы партий плавно переключаются с выборов Европарламент на национальные и продолжат работать до второго тура 7 июля. Лишь у госслужащих к проблеме взять отпуск во время Олимпиады добавилась сложность взять его во время выборов.
В политикуме Пятой республики полсотни лет существуют опасения авторитаризма слева от коммунистов и справа от консерваторов. Самым опасным символом последних считаются три поколения семьи Ле Пен, притом, что дед, дочь-тётя и внучка политически отмежевались другу от друга. Тётя Марин по-прежнему духовный лидер “Национального объединения”, а племянница Марион Марешаль поддерживает партию “Реконкиста”, цель которой отвоевать Францию у исламистов. Поэтому, когда возникала вероятность, что кто-то из семьи Ле Пен станет президентом, то против них объединялись все от анархистов до монархистов. На этом тренде Макрон дважды выигрывал выборы у Марин Ле Пен.
Но сейчас “Нацобъединение” получило 30 мест в Европарламент и “Реконкиста” пять. У широкой коалиции либералов, социалистов, демократов и зелёных вокруг Макрона в сумме 37 мест. У “Непокорённой Франции” – 9 мест, Компартия набрала лишь 2,36% и не прошла. Успех “Нацобъединению” и “Реконкисте”, как и польским консерваторам из “ПиС” и “Конфедерации” принесла схема – пахари против евробюрократов. В результате Францию будут представлять в Европарламенте 37 твёрдых сторонников помощи Украине, 35 колеблющихся консерваторов и 9 молешоновцев, готовых не только заглянуть в глаза “путину”, но и пожать ему руку при случае.
Явка на выборах в Европарламент была 51,49%, в 2019 г. – 50,12% и на парламентских выборах она не будет существенно больше. В 2022 г. в первом туре явка была 47,5%, в 2017 г. – 48,7%. Половина французов не ходит голосовать, к удивлению тех, кто погиб в борьбе за всеобщее избирательное право. Но в выборах президента стабильно участвуют более 70% французов. Причина – для большинства именно он, а не парламент, реальная власть. Сложная система разделения полномочий властей и многоуровневая бюрократия, тоже может быть причиной безразличия половины французов к парламентским выборам. Поэтому результаты объявленных Макроном выборов вряд ли будут резко отличатся от голосования в Европарламент.
Об этом Макрона предупреждали аналитики, но вопреки советам он не стал ждать 2027 г. Маловероятно, что у Макрона есть политтехнология, которая даст победу его нынешней коалиции “Ренессанс”. Более вероятно, у него есть условный план “Приручения правых консерваторов”. Стартом его могли быть специальные публичные осуждения Марин Ле Пен с месяц назад российского империализма и его агрессии против Украины. Этим её партия официально отмежевалась от былых попыток использовать Москву так, как это делал Де Голь, бывший менее откровенным консерваторов, чем его антипод с 1940 г. Филипп Петен. Впрочем, консерватизм с культом семьи был очень условной ценностью для Петена, имевшего уйму внебрачных детей.
Собственно, спор между партией “Республиканцы” Саркози и партией семьи Ле Пен – это отголосок более давнего раскола среди консерваторов на голлистов, и тех, кто отчасти оправдывал Петена или просто испытывал антипатию к США. Именно поэтому на папашу Ле Пен вешали ярлык “фашиста”. Особенно старались коммунисты, притом, что в 1940 г. их вождь Морис Торез отказался мобилизоваться и через Швецию сбежал в СССР. В окоп Тореза не послали бы. Его мобилизацией хотели показать – коммунисты готовы сражаться с Гитлером. Вместо этого Торез сдал Францию немцам с благословения Коминтерна и в итоге маршалу Петену ничего не оставалось как подписать капитуляцию и выторговать у них юг. Несмотря на это Хрущёв в 1964 г. переименовал украинской город Чистяково в Торез, поскольку Морис в молодости работал шахтёром.
После того как к ХХI в. утвердился термин “петеновское Сопротивление” спор среди консерваторов, кто из них сдал Францию, утратил не только политическую, но и научную ценность. Но консерваторы, вероятно, разделились бы и без него. Наличие нескольких однотипных партий в одной политической нише – это свойство политикума Франции минимум со времён Великой революции. Это свойственно не только консерваторам, но и всем другим политическим течениям, включая коммунистов после революции 1830 г.
Облако партий и групп на платформе Ле Пен идентично партии “Справедливости и развития” Эрдогана, называющей себя демократическими консерваторами во избежание подозрения, что она хочет однажды взять власти, никогда не отдавать её, ввести полицию нравов и одеть всех на века по своим стандартам, как сделали иранские консерваторы при перевороте Хомейни. Замену шаха на паранджу и монархию из аятолл явно нельзя назвать революцией. В католической версии чего такого и подозревают у облака партий Ле Пен.
В ситуации российско-украинской войны и глобального противостояний автократий и демократий Макрон хочет до 2027 г. переформатировать политикум Франции. До сих пор в нём коалиции умеренных консерваторов и либералов Саркози, социалистов и либералов Олланда и Макрона балансировали между правыми и левыми авторитаристами, играя на неприязни тех друг к другу. В 2022 г. коалиция “Вместе” Макрона смогла сформировать правительство меньшинства только с согласия блока социалистов, зелёных, коммунистов и молешоновцев, опасавшихся облака Ле Пен и консерваторов-республиканцев.
Теперь задача Макрона – “приручить” облако Ле Пен, избавив его от трёх вещей – авторитарных замашек, заигрываний с Москвой и антиамериканизма. Если президентом США станет Трамп или другой республиканец, то с третьим пунктом Макрон справится легко.
Объявление досрочных выборов формально из-за призыва к Макрону от Джордана Барделла, второго номера в списке партии Ле Пен, это сигнал “Нацобъединению”, что оно впервые может войти в правительство, если избавится от трёх указанных заморочек. Более радикальную и бескомпромиссную “Реконкисту” в него точно не позовут. Барделла станет новым первым лицом партии, чтобы избавиться от шлейфа негатива в семье Ле Пен, а она будет играть роль духовной матери движения. Если всё пойдёт по плану, то подозрения в авторитаризме исчезнут естественным образом. От заигрываний и выпрашиваний денег у Москвы партия Ле Пен избавится без проблем – антифранцузские демарши РФ в Африке и угрозы сорвать Олимпиаду сделали своё дело.
В результате после выборов Макрон получит устойчивое правительство поддержки Украины до 2027 г. и на последующий период, а также широкий карт-бланш вплоть до отправки войск. Франция может стать политическим лидеров в Европе и Азии, учитывая её политику в Армении и диалог с Китаем, а Макрон останется в истории не просто как один из многих президентов Пятой республики. Это стоит не только свеч, но и досрочных выборов.
Иная ситуация с Нетаньяху. Он знал, что 9 июня Бени Ганц и партия “Государственный лагерь” выйдут из правительства, поскольку Нетаньяху не представит им до 8 июня план войны, чем толкнут Израиль к досрочным выборам. Поэтому, чтобы снизить эффект от их ухода и не допустить выборов, он именно 8 июня провёл операцию по освобождению в Газе четырёх заложников.
В изложении экс-сотрудника спецслужб Израиля Григория Тамара на Ютуб-канале Гордона это была величайшая супероперация, на какие способны только израильтяне и никто больше. Надо уточнить, что Тамар позиционирует себя как оппонента Нетаньяху. Нетаньяху, по словам Тамара, четыре раза откладывал эту операцию как сырую, и начал её в полдень субботы, решив, что всё созрело. Два спецподразделения должны были зайти в район Нусейрат и освободить заложников из зданий, стоящих в 300 м друг от друга. Для это им надо было проехать 2 км в городской застройке, неподконтрольной ЦАХАЛ.
Они это сделали, но на обратном пути заглох один автомобиль и Хамас начал его обстреливать. Как сказал Тамар, “грузовик был реальный, с номерами, поэтому и заглох”. Пришлось вызывать авиацию, артиллерию, бронетехнику и чуть ли не военный флот – от центра района до моря тоже около 2 км. В результате разнесли районный базар, убили и ранили около 270 мирных потомков древних филистимлян. Но Тамар настаивает, это великолепная операция, а кто не согласен – тот позорный антисемит.
В военном аспекте операция явно провальная, и чтобы скрыть это Нетаньяху отправил 10 июня армию взять Нусейрат в полукольцо, что та и сделал, продвинувшись на 2 и 1,5 км с двух сторон полосами по 500 и 700 м. Нетаньяху пытался показать оппонентам, что у него есть план войны. В политическом аспекте тоже провальная – в ООН, США, Европе и тем более в мусульманских странах всплеск критики в адрес Нетаньяху из-за стрельбы по мирному населению и убийства семьи, где держали девушку-израильтянку Аргамани, китаянку по матери.
Похоже, его величество Случай сурово подшутил над Нетаньяху, “проспавшим” 7 октября. У Нетаньяху явно была договорённость с давними партнёрами в Хамас, что они позволят по-тихому забрать заложников, среди которых чудесным образом оказался один из трёх граждан РФ среди около 120 людей, удерживаемых Хамас. В 2023 г. Хамас вернул Израилю около 100 заложников в обмен на 240 палестинских террористов из его тюрем. В данном случае всё очень похоже на тихий обмен, прикрытый спецоперацией, в результате которого Нетаньяху получал противовес к уходу Гоца 8 июня, а кремлёвцы ко дню расеи 12 июня повод для похвальбы. Нетаньяху всё осложнил и испортил случайно заглохший автомобиль, ставший мишенью для палестинцев с оружием, не знавших о договоре между ним, Хамас и кремлём. Пока сложно сказать, удастся ли Нетаньяху выкрутиться из этой ситуации и избежать досрочных выборов.
На эту историю стоит взглянуть в контексте политики Израиля в Украине. В 2019 г. его спецслужбы были в курсе, что Коломойский, которого хочет увидеть Канцлерский суд штата Делавэр, поселился в Израиле, проводит кастинг на роль президента Украины и нанимает политтехнологов. В то, что Моссад “проспал” не только вторжение 7 октября, но и Коломойского, и выборы в Украине, поверить сложно. Как и в то, что Нетаньяху тогда не звонил ему и не спрашивал, как дела, Беня? Заезжай, Биби, расскажу, логично должен был ответить Коломойский.
Для Нетаньяху, как и любого премьер-министра Израиля и его спецслужб то, что затеял Коломойский должно было быть крайне интересно из-за наличия в Сирии общей границы с РФ и другим причинам. Для Нетаньяху российско-украинская война, особенно после 24 февраля, это политический инструмент с широким спектром применения, но похоже, он выпускает этот инструмент из рук. Если у Макрона есть широкое видение проблем этой войны и помощи Украине, то у Нетаньяху и в целом политикума Израиля оно напрочь отсутствует.