Совет Украина – НАТО пообещал нам 10 января “оружия на миллиарды евро”, а Совет ЕС сделал шаг к выделению 50 млрд. евро траншами в течение четырёх лет до 2027 г. при молчании представителя Венгрии.
Если добавить ожидаемые 60 млрд. долларов помощи от США, то легко прогнозировать “золотой дождь”, но есть одно условие – реформы и прозрачный менеджмент.
Эти 50 млрд. евро из “Фонда для Украины” предполагается выделять по формуле – 17 млрд. в виде грантов и 33 млрд. в виде кредитов. Одна из целей кредитов – гарантировать погашение кредитов, которые правительство Украины планирует взять в 2024 г. у МВФ и других лиц для функционирования бюджетной сферы, включая пенсионный фонд, так как в госбюджете на это деньги не предусмотрены. Предусмотрены только на зарплаты членам правительства и его сотрудникам. Де-факто правительству Дениса Шмыгаля дают полную свободу проявить себя, но если что-то пойдёт не так, то обещан спасательный круг.
Это положение фиксирует статья или постулат № 2 “Фонда для Украины”. Статья № 1 требует от Шмыгаля написать “План Украина” с внесением в него графика реформ для вступления в ЕС и планов намерений по восстановлению и модернизации экономики. Так как Совет ЕС просит такой план, то очевидно, у Шмыгаля пока его нет. Во всяком случае в формате, который можно показать ЕС. Есть только план восстановления Каховской ГЭС. Поскольку все понимают, что такой план быстро не появится и если появится, то будет содержать спорные элементы, а жить надо, то постулат № 3 предусматривает выделение “Фондом” денег на конкретные проекты сразу после утверждения Европарламентом и другими структурами всех положений о самом “Фонде”. Так что, если правительство Шмыгаля хочет ускорить процесс, то за месяц-полтора надо показать ЕС концепцию “Плана Украина”.
Разумеется, нельзя составить список того, что Москва захочет разрушить в Украине. Но можно выделить приоритетные сектора экономики и направления реформ с графиками их реализации. Заодно усложнить жизнь генштабу РФ, уйдя по максимуму от централизации в теплоснабжении и электрогенерации. Когда отопление в Киев обеспечивают две ТЭЦ и один завод по сжиганию мусора, – это одно, а когда таких предприятий десять или сто, то Московия разорится на производстве ракет для их поражения. Как сказали бы в Одессе, – ударим котельнями по рашизму и его ракетным заводам.
Но в ЕС от нас ждут не столько стремительного роста числа котелен, сколько быстрых и революционных реформ. Ждут не только в ЕС, но и в США, а Великобритания активно подталкивает к ним. Часть VII договора, подписанного 12 января ею с Украиной, прямо названа “Реформы. Инклюзивное реформирование” и содержит пункт “Приоритетные направления реформ”. Это не единственный раздел договора, где говорится о реформах, и что интересно, Великобритания, вышедшая из ЕС, рекомендует нам в договоре следовать рекомендациям ЕС по реформам для вступления в него.
“Зависание” в США помощи нам, Израилю и Тайваню всё больше создаёт впечатление сознательного выжидания и инструмента воздействия. В случае с Тайванем ждут, чем там закончатся президентские и парламентские выборы 13 января, отсюда и прогноз – после 18 января Сенат, наконец, начнёт разбираться с “зависшей” помощью. В случае Израиля, то обещанные ему 40 млрд. похожи на приз и рычаг давления на Нетаньяху, чтобы он не вздумал отправить армию зачищать Ливан от Хезболлы и согласовывал свои действия в Газе. От нас ждут не большого контрнаступления, и даже не маленького на Белгород с 15 января, которым московиты пугают сами себя, а реформ и изменений в менеджменте. По этой причине одновременно с Риши Сунак в Киев приехала и Пенни Прицкер, спецпредставитель Байдена по восстановлению экономики Украины.
В контексте таких ожиданий Вашингтона комично выглядит Москва, которая опять побежала жаловаться ему, что поставляемое из США в Украину оружие якобы попадает на мировой “чёрный” рынок. В ситуации, когда Кремль ежедневно твердит, что он воюет в Украине с НАТО, жаловаться США на то, что не все снаряды и ракеты НАТО попадают в вояк из РФ, не просто комично, но и неэтично по отношению к этим воякам. Наивность этой информационной спецоперации не удивляет, московиты всегда считали всех лохами. Удивляет упорство, с которым они второй год повторяют это с нулевым результатом для себя. Проще было бы передать Генштабу Украины список тех, кто в РФ уже перешёл на “военные рельсы” и ВСУ точно по этим адресам направило бы ракеты из стран НАТО и не из НАТО.
Глядя на эту трогательную заботу Москвы о снарядах НАТО, можно не сомневаться, что она проявит ещё большую заботу о реформах в Украине, когда они начнутся. Проявит в стиле шариёвщины – труба течёт и коррупция, пора сдаваться в плен рускомировцам, пусть чинят трубу и кормят, пленных положено кормить и оказывать им сантехнические услуги бесплатно как в РФ. Идущая второй месяц дискуссия о поправках к действующему закону о мобилизации всё больше вызывает ощущение, что правительство “Слуг” страшно далеко не только от народа, но и от реальности, или проводит сразу две операции – одну по срыву мобилизации, а другую по введению врага в оману.
Но если на введение врага в оману лимита нет, то лимит на введение в оману граждан Украины давно превышен и многократно. Сравнение Украины с Оманом напрашивается само собой. После знаменитой поездки Зеленского в феврале 2020 г. на отдых в Оман все знают, где он находится.
Это сравнение с Оманом выросло после подписания Зеленским и Сунаком договора, по которому Великобритания дала нам гарантии безопасности до 2035 г., в том числе от “будущего вооружённого нападения”. Именно так называется Часть VIII договора. Под это определение вполне подпадает то возможное наступление рашистов на Харьков зимой или весной, о котором сейчас много говорят.
Согласно пункту 2 этой части договора Великобритания и Украина в течение 24 часов проведут консультации для определения мероприятий, необходимых для противодействия или сдерживания агрессии россии. Примечательно, что использован термин “россия”, а не РФ на тот случай, если РФ прекратит существование и агрессию совершит “прекрасная россия” Навального, профессора Соловья и Дмитрия Патрушева.
Этот договор означает, что Украина с 12 января ушла под защиту Великобритании, под её “крышу” или протекторат, как сказали бы в XIX в. Так возникает ещё одна параллель с Оманом, точнее с государством Договорной Оман, существовавшим с 1835 по 1968 г., пока Великобритания не разорвала с ним договор. После разрыва договора вместо этого Омана появилось три новых государства – островные Бахрейн с Катаром и конфедерация из семи Объединённых арабских эмиратов.
До 1835 г. британцы называли территорию будущих ОАЭ Пиратским берегом. Британцам, особенно, Ост-Индской компании не нравилось, что арабы-пираты нападают на её корабли, чем мешают торговле с Персией и османскими владениями в Ираке. Им также не нравились такие традиционные местные ценности как рабство, пиратство и вечные родоплеменные войны. Поэтому они предложили шейхам подписать договор об отказе от них, по крайней мере, на время сезона добычи жемчуга в Заливе, и стали брать шейхов и племена, согласившиеся на это, под свой протекторат. За 30 лет британцы смогли добиться этого и Пиратский берег стали называть Договорным берегом или Договорным Оманом. В местное управление они напрямую не вмешивались, а шейхи настолько вошли во вкус торговли с Индией через британцев, что индийская рупия в ХХ в. была одно время денежной единицей в ОАЭ и котируется в них до сих пор. Поэтому росиянцы и пытаются пристраивать свои рупии за нефть в ОАЭ.
Теперь британцы берут под защиту Украину от российских рабовладельцев и бандитов. Взамен предлагают отказаться от таких сомнительных культурных ценностей как рэкет, коррупция, кумовство и привычки считать госбюджет своей собственностью. То есть, от той экономики вымогательства, рост которой стимулировала Зе-команда. Наивную веру в “Бубочка” хороший, а “слуги” у него плохие, британцы разделяют мало, но не считают её помехой для проведения реформ, основываясь на своём опыте с Ганноверской династией.
Поэтому логично сделать встречный шаг и сформировать правительство национального доверия и реформ во главе с такой понятной британцам и не только им фигурой как Борис Джонсон в качестве премьер-министра технократа. Желательно поторопиться, так как в декабре появились слухи, что Джонсону собираются предложить вновь стать премьером в Великобритании.
У Бориса Джонсона, как возможного премьера-министра Украины, много очевидных достоинств, поэтому стоит остановиться на трёх менее очевидных.
Первое – “эффект Яценюка”. С марта 2014 до апреля 2016 г. премьер-министром был Арсений Яценюк. Очень посредственным и без списка реформ в кармане. Но благодаря репутации ему полтора года на Западе охотно давали кредиты, крайне необходимые в тот момент. Когда этот эффект перестал работать, то Яценюка смогли убедить уйти с поста и у него хватило ума с этим согласиться. Репутация Джонсона – это золотой ключик, который позволит полтора года открывать почти любую дверь, особенно в ЕС. Даже Виктор Орбан не сможет серьёзно этому помешать.
Второе – Джонсон умеет разговаривать с Трампом, лично знаком с ним, и пользуется доверием у Республиканской партии США. После общения Джонсона с Трампом летом 2023 г. в Украину приехал сенатор от этой партии Линдси Грэм, внёс кое-какие уточнения и попутно устроил такой фурор на московских болотах, что там долго стоял протяжный и негодующий вой в его адрес.
Третье – в случае, если рашисты всё-таки решатся наступать на Харьков и перейдут границу, вздумаю повторить поход на Киев из Беларуси, или побродить с десантом возле Николаева и Одессы, то предусмотренные Договором консультации за 24 часа Сунака с Джонсоном будут явно более плодотворными, чем с любым другим премьер-министром Украины.
Маловероятно, что у Джонсона есть в кармане готовый план реформ для Украины, но он точно сможет собрать команду из тех, у кого есть такие планы. Разумеется, на болотах опять начнётся вой о “внешнем управлении”. Но этот вой звучит уже десять лет, притом, что московиты начинают свою историю с призвания варягов Рюрика в Ладогу, а сейчас заканчивают её юанизацией и табличками с иероглифами в Москве.
Зеленскому следовало ещё в 2022 г. предоставить Джонсону, а не только Александру Невзорову, гражданство Украины. Хотя бы потому, что Джонсон больше известен и популярен в Украине, чем Невзоров. Но или Зеленский никак не простится с Москвой, или во всём плохом, как обычно, виноват Ермак. Но нельзя безгранично всё валить на Ермака, даже наградив его титулом “зелёного кардинала”, так как он настолько ушёл во внешнюю политику, что реформирование экономики просто физически не потянет. Сейчас в Давосе он председательствует вместе с Игнацио Кассиосом, главой МИД Швейцарии, в секции по обсуждению украинской платформы мира. Ермак весь в этой формуле, международный форум по утверждению которой в 2023 г. не состоялся, и перенесен на текущий год. Мероприятие крайне важное, поэтому Ермаку сейчас не до реформ в экономике, только в самых общих чертах.
Можно провести параллель между Зеленским и “ленивыми королями” Франции, за которых всю работу тоже делали их майордомы, или вспомнить про кардинала Ришелье. Но население Франции перед революцией было около 25 млн. человек, после Столетней войны – около 13 млн., а в эпоху “ленивых королей” в два раза меньше, и мир не был глобальным и никуда не спешил. С государством в 3 раза превосходящим по числу населения, Франция в тот период тоже не воевала. Тогда можно было взвалить всё на одного майордома или кардинала, но уже Ришелье не всегда успешно справлялся с поставленными задачами. Поэтому появление рядом с “зелёным кардиналом” настоящего премьер-министра британца выглядит не просто желательным, но и почти неизбежным.
Лучше опираться на две ноги, чем на одну.