Человеческий мозг — мощная штука, но очень падкая на манипуляции. Его тренируют на убийство — он дает сигнал рукам, заставляют во что-то искренне верить — он послушно соглашается и пытается убедить других.
Под действием пропаганды человек теряет себя.
Расскажу про следующую четверку ее методов:
13. Констатация факта
Дезинформация подается аудитории как свершившийся факт, на что психика под гипнозом реагирует согласием. Метод используется в виде новостей, результатов разного рода исследований, рекламы.
Например, фраза «Спрос на сахар в магазинах города начинает превышать предложение» автоматически ассоциируется с дефицитом. Или фраза «Авторитет партии стремительно растет» заставляет человека чувствовать себя в каком-то меньшинстве — в итоге он может пожелать присоединиться к большинству ради внутреннего комфорта. Усиление эффекта происходит, если нужная фраза исходит от лица авторитета (актера, политика, бизнесмена, общественника).
Прием психологический. Люди чаще всего мыслят стереотипами: дыма без огня не бывает, и раз говорят, значит, так и есть. Человеку трудно понять, что под видом важного сообщения ему скармливается ложь.
14. Переписывание истории
Метод основан на разрушении исторической памяти общества. Он требует длительного воздействия. Человек способен под действием пропаганды переключить в собственной голове тумблер с подтвержденной личным опытом информации на искаженную, привитую извне.
Источниками манипуляции становятся книги, радио, материалы лекций, СМИ, театральные постановки, фильмы. Особенно фильмы! История преподносится в нужном властям подтексте, порой перевернутая с ног на голову.
Особенно кинематографисты любят переписывать историю Второй мировой войны. Посмотрев американские блокбастеры, вы узнаете, что нацизм был сломан не в Сталинграде и не под Курском, а во время спасения из плена американского рядового Райана.
Слова английского кинорежиссера Кена Лоха: «Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишет историю, контролирует настоящее».
15. Коментирование
Целью является создание такого контекста, в котором мысли человека двигаются в нужном направлении. Сообщение преподносится под строго определенным углом, с интерпретацией комментатора — тот дает зрителю разумное объяснение происходящему.
В данном методе пропаганды комментатор — царь и бог. От его движений, тембра голоса, жестов, выражения лица и других нюансов зависит эффект влияния озвученной информации на толпу. Важна и правильная структурированность произносимого текста.
16. «Держи вора»
Когда виновник какого-то преступления чувствует, что его разоблачение уже близко, он начинает громче всех орать о произошедшем, чтобы отвести подозрение от себя в другую сторону. Тем самым манипулятор теряется в толпе, оказывается со своими преследователями в одной лодке.
Всего манипулятивных приёмов сотни. Мы рассмотрели лишь 16 основных, воздействию которых нас подвергают каждый день.
Будьте бдительны